Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
При разработке этого проекта ставилась задача создать максимально дешёвые и сердитые компьютерные колоночки, которые порадуют своим звучанием даже искушённых меломанов.
Под компьютерными колоночками подразумеваются колоночки "на каждый день" для комфортного фонового прослушивания музыки и прочих звуков от рабочего компа. Этот проект, на мой взгляд, является весьма удачным. Могу смело рекомендовать его для повторения.
Размеры:
В данном случае корпуса желательно собирать именно из 10 мм фанеры, а не из более "глухих" МДФ и ДСП толщиной 16 мм.
Схема кроссовера:
АЧХ:
Фаза НЧ-СЧ:
Фаза СЧ-ВЧ:
Файл проекта можно скачать здесь https://cloud.mail.ru/public/3kqy/ivBPRLnvn и открыть в программе Boxsim viewtopic.php?f=30&t=576 . С помощью этой программы начинающие колонкостроители могут разобраться во всём самостоятельно, а не бездумно копировать готовый проект. Более опытные коллеги по аудиохобби могут легко изменить кроссовер под свои хотелки, если что-то не устраивает.
Под компьютерными колоночками подразумеваются колоночки "на каждый день" для комфортного фонового прослушивания музыки и прочих звуков от рабочего компа. Этот проект, на мой взгляд, является весьма удачным. Могу смело рекомендовать его для повторения.
Размеры:
В данном случае корпуса желательно собирать именно из 10 мм фанеры, а не из более "глухих" МДФ и ДСП толщиной 16 мм.
Схема кроссовера:
АЧХ:
Фаза НЧ-СЧ:
Фаза СЧ-ВЧ:
Файл проекта можно скачать здесь https://cloud.mail.ru/public/3kqy/ivBPRLnvn и открыть в программе Boxsim viewtopic.php?f=30&t=576 . С помощью этой программы начинающие колонкостроители могут разобраться во всём самостоятельно, а не бездумно копировать готовый проект. Более опытные коллеги по аудиохобби могут легко изменить кроссовер под свои хотелки, если что-то не устраивает.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки
Общая концепция - трёхполоска в объёме 20 литров, акустическое оформление - фазоинвертор. Трёхполоска нужна для удешевления проекта, потому что для прилично звучащей двухполоски нужен комплект гораздо более дорогих динамиков. Да и прямо скажем, любая двухполоска играет хуже правильной трёхполоски!
На НЧ применён мидбас Peerless SDS 6.5" 8 Ohm 830657 http://www.audiomania.ru/midbass/peerle ... 30657.html . На мой взгляд, это очень хороший (а может и лучший) динамик в своём классе по соотношению цена-качество. Несмотря на очень скромную цену он обладает ровным, глубоким басом с "претензией на дорогой звук" и красивой нижней серединой. Звучит гораздо дороже своей цены! Минимальный объём для него 20 литров, в меньшем объёме играть не будет.
В связке СЧ-ВЧ применены широкополосник Visaton FRS 8 M/8 http://www.audiomania.ru/dinamiki/visat ... _8_m8.html и поликарбонатная пищалка с акустической линзой Visaton DTW 72/8 http://www.audiomania.ru/tweeter/visato ... ml#1000742 . Широкополосник здесь применён для украшения звука, как это часто делалось в 80-90-х годах прошлого века на пике колонкостроения, и играет яркую, красивую середину с огромным перекрытием с НЧ-динамиком. СЧ-динамик тщательно подобран из нескольких моделей широкополосников и обладает реально красивым "бумажным" тембром при воспроизведении духовых инструментов и вокала.
Например, эти динамики не прошли "кастинг", хотя, каждый из них по-своему звучит очень неплохо.
Поликарбонатная пищалка, на мой вкус, звучит интереснее шёлка (легко играет до 20 кГц), а акустическая линза обеспечивает широкую диаграмму направленности. Кроме того, эти два динамика отлично сшиваются по фазе от 3 кГц, обеспечивая "благородную" сцену (т.е. объёмность звучания и отвязку звука от колонок в пространстве). Среднечастотник бОльшего размера использовать нежелательно, потому что на высоких частотах он переходит в зонный режим ("машет крыльями диффузора") и ломает фазу. Ну а широкополосник применён для того, чтобы сдвинуть раздел СЧ-ВЧ повыше (до 5 кГц) и для игры с перекрытием по СЧ-ВЧ. При таком разделе даже недорогая поликарбонатная пищалка играет красиво, с минимальными искажениями и в смеси с картонным верхом широкополосника звучит очень живо и выразительно.
Мидбас Peerless SDS 6.5 играет до полутора-двух кГц, покрывая весь основной частотный диапазон музыкальных инструментов и вокала. Таким образом, он создаёт цельную базу всего звука акустической системы. Играя с большим перекрытием с широкополосником, и будучи хорошо сведёным с ним по фазе, он добавляет "волшебности" звучанию. Если, например, играет саксофон с нижней на высокую ноту, то и звук в колонке перемещается от НЧ к СЧ динамику с перекрытием. Т.е. динамики "поют" хором и в унисон (по фазе), что придаёт необычную объёмность звучанию колоночек.
Труба фазоинвертора стандартная Audiocore PTUBE015 https://www.audiomania.ru/truba_fazoive ... html#24102 доработок не требует. Частота настройки в данных колоночках 42 Гц. На первый взгляд, это низковато для мидбаса с резонансом Fs=44.75 Гц. Но как показала практика, Peerless SDS сначала покочевряжится, поплюётся воздухом из фазика, но через несколько часов обомнётся и отлично впишется эту частоту.
Шурупы (как ни странно, но это тоже важно) http://www.audiomania.ru/screws/noname/ ... 3_100.html и https://www.audiomania.ru/screws/noname ... html#24209
Комплект динамиков:
На НЧ применён мидбас Peerless SDS 6.5" 8 Ohm 830657 http://www.audiomania.ru/midbass/peerle ... 30657.html . На мой взгляд, это очень хороший (а может и лучший) динамик в своём классе по соотношению цена-качество. Несмотря на очень скромную цену он обладает ровным, глубоким басом с "претензией на дорогой звук" и красивой нижней серединой. Звучит гораздо дороже своей цены! Минимальный объём для него 20 литров, в меньшем объёме играть не будет.
В связке СЧ-ВЧ применены широкополосник Visaton FRS 8 M/8 http://www.audiomania.ru/dinamiki/visat ... _8_m8.html и поликарбонатная пищалка с акустической линзой Visaton DTW 72/8 http://www.audiomania.ru/tweeter/visato ... ml#1000742 . Широкополосник здесь применён для украшения звука, как это часто делалось в 80-90-х годах прошлого века на пике колонкостроения, и играет яркую, красивую середину с огромным перекрытием с НЧ-динамиком. СЧ-динамик тщательно подобран из нескольких моделей широкополосников и обладает реально красивым "бумажным" тембром при воспроизведении духовых инструментов и вокала.
Например, эти динамики не прошли "кастинг", хотя, каждый из них по-своему звучит очень неплохо.
Поликарбонатная пищалка, на мой вкус, звучит интереснее шёлка (легко играет до 20 кГц), а акустическая линза обеспечивает широкую диаграмму направленности. Кроме того, эти два динамика отлично сшиваются по фазе от 3 кГц, обеспечивая "благородную" сцену (т.е. объёмность звучания и отвязку звука от колонок в пространстве). Среднечастотник бОльшего размера использовать нежелательно, потому что на высоких частотах он переходит в зонный режим ("машет крыльями диффузора") и ломает фазу. Ну а широкополосник применён для того, чтобы сдвинуть раздел СЧ-ВЧ повыше (до 5 кГц) и для игры с перекрытием по СЧ-ВЧ. При таком разделе даже недорогая поликарбонатная пищалка играет красиво, с минимальными искажениями и в смеси с картонным верхом широкополосника звучит очень живо и выразительно.
Мидбас Peerless SDS 6.5 играет до полутора-двух кГц, покрывая весь основной частотный диапазон музыкальных инструментов и вокала. Таким образом, он создаёт цельную базу всего звука акустической системы. Играя с большим перекрытием с широкополосником, и будучи хорошо сведёным с ним по фазе, он добавляет "волшебности" звучанию. Если, например, играет саксофон с нижней на высокую ноту, то и звук в колонке перемещается от НЧ к СЧ динамику с перекрытием. Т.е. динамики "поют" хором и в унисон (по фазе), что придаёт необычную объёмность звучанию колоночек.
Труба фазоинвертора стандартная Audiocore PTUBE015 https://www.audiomania.ru/truba_fazoive ... html#24102 доработок не требует. Частота настройки в данных колоночках 42 Гц. На первый взгляд, это низковато для мидбаса с резонансом Fs=44.75 Гц. Но как показала практика, Peerless SDS сначала покочевряжится, поплюётся воздухом из фазика, но через несколько часов обомнётся и отлично впишется эту частоту.
Шурупы (как ни странно, но это тоже важно) http://www.audiomania.ru/screws/noname/ ... 3_100.html и https://www.audiomania.ru/screws/noname ... html#24209
Комплект динамиков:
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки
Корпуса колоночек изначально проектировались в виде максимально простого для сборки КИТа - нарезаны лазером из фанеры 10 мм. Если смущает слишком маленькая толщина стенок корпуса, то есть второй вариант с клеёными передней и задней панелями из фанеры 8 мм (суммарная толщина 16 мм) и нарезанными из стандартных ЛДСП панелей стенками (резка бесплатная в размер в магазинах ОБИ и Касторама). Но фанера в данном случае звучит лучше. Декоративная отделка под дерево плёнкой-самоклейкой из того же ОБИ. Декоративные накладки вырезаны лазером из зеркального царапанного двухслойного пластика для гравировки.
К сожалению, без небольшой пыли и грязи собрать колоночки не получится - требуется обработка шлифмашинкой, шпаклёвка и грунтовка аэрозольной акриловой краской.
Немного фоток процесса сборки:
К сожалению, без небольшой пыли и грязи собрать колоночки не получится - требуется обработка шлифмашинкой, шпаклёвка и грунтовка аэрозольной акриловой краской.
Немного фоток процесса сборки:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Великолепная работа! Как по разработке и созданию колонок, так и по описанию процесса. Спасибо!
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Спасибо! Мне этот проект тоже нравится (удачно получилось).
-
- Сообщения: 582
- Зарегистрирован: 15 янв 2018, 12:54
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Так вкусно обо всем рассказывается, уже вожделею построить такие!
Хотел узнать по корпусу:
-средняя перегородка с прямоугольными отверстиями -это только элемент жесткости или несет и "акустическую" функцию?
-задняя стенка ставится "насмерть"? Доступ внутрь собранных колонок- через снятый динамик НЧ?
Хотел узнать по корпусу:
-средняя перегородка с прямоугольными отверстиями -это только элемент жесткости или несет и "акустическую" функцию?
-задняя стенка ставится "насмерть"? Доступ внутрь собранных колонок- через снятый динамик НЧ?
Пионеры- это такие ребята, которые делают скворечники.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Так оно и звучит вкусно! По крайней мере, несколько десятков человек их слушало, и всем понравилось.
- средняя перегородка это элемент жёсткости, на акустику не влияет.
- задняя стенка приклеивается насмерть. Через дырку НЧ-динамика доступ к внутренностям вполне достаточный.
ЗЫ. Скоро будет версия 2 с оптимизированным корпусом со стенками 16 мм и с разными комплектами динамиков (на НЧ тот же Peerless, либо Vifa P17WJ-00-08, либо монстрик HiVi D6.8B. На СЧ тот же Visaton, либо карбоновый 3F-3 Aucharm. На ВЧ тот же Visaton, либо AMT40-01 (Хейл) от AudioPur). И КИТы будут уже под версию 2 универсальные.
-
- Сообщения: 582
- Зарегистрирован: 15 янв 2018, 12:54
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
А в чем будет отличие между версиями для потребителя/изготовителя? По свойствам и цене?
Пионеры- это такие ребята, которые делают скворечники.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
КИТы одинаковые, но цена динамиков разная. Базовым и основным остаётся описанная здесь комплектация на Peerless и Visaton. Она же и самая оптимальная по соотношению цена-качество. Но если кому-то захочется более мощный и резкий бас, можно применить HiVi D6.8B. Пищалки AMT играют повыше Визатонов и тоже могут кому-то показаться более интересными. Короче, всё это уже "гурманство и вкусовщина". А базовый и оптимальный проект остаётся этот.
По ценам динамиков (цены за ПАРУ):
https://ru.aliexpress.com/item/2-HiVi-d ... 0.0.lwbUZq
https://ru.aliexpress.com/item/Original ... 0.0.lwbUZq
https://ru.aliexpress.com/item/AMT-ribb ... 0.0.lwbUZq
https://ru.aliexpress.com/item/2-3F-3-a ... 269.ClPBrj
По ценам динамиков (цены за ПАРУ):
https://ru.aliexpress.com/item/2-HiVi-d ... 0.0.lwbUZq
https://ru.aliexpress.com/item/Original ... 0.0.lwbUZq
https://ru.aliexpress.com/item/AMT-ribb ... 0.0.lwbUZq
https://ru.aliexpress.com/item/2-3F-3-a ... 269.ClPBrj
-
- Сообщения: 582
- Зарегистрирован: 15 янв 2018, 12:54
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Понятно...
А еще вопрос по фото: там присутствует деталь, похожая на ПЭ затычку для канализационных труб.
Она изолирует СЧ динамик от объема колонки?
А еще вопрос по фото: там присутствует деталь, похожая на ПЭ затычку для канализационных труб.
Она изолирует СЧ динамик от объема колонки?
Пионеры- это такие ребята, которые делают скворечники.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Да, это самый простой и технологичный "гермобокс" для СЧ.
Канализационная заглушка плотно насаживается на кольцо из фанеры и приклеивается.
-
- Сообщения: 582
- Зарегистрирован: 15 янв 2018, 12:54
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
А величина объема, который получился под диффузором динамика важна?
Пионеры- это такие ребята, которые делают скворечники.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Объём гермобокса СЧ-динамика почти неважен. Достаточно (минимально) 0.3-0.5 литра. А по-идее нужно 0.8-1 литр (такой гермобокс описан в соседнем проекте viewtopic.php?f=30&t=593#p18204 ). Но на звук это практически не влияет.
Можно скачать проект, открыть его в симуляторе (все ссылки есть в этой теме) и поиграть объёмом в настройках проекта. Только надо учесть, что симулятор по дефолту считает всё на максимальной громкости, а мы в основном музыку дома слушаем на 10-20% от максимальной мощности. На такой мощности СЧ-динамик почти не шевелится, и большой объём ему не нужен.
Ещё в гермобокс можно (и нужно) положить небольшой кусочек синтепона. Он немного "увеличит" объём ЗЯ (закрытого ящика), коим является гермобокс.
-
- Сообщения: 582
- Зарегистрирован: 15 янв 2018, 12:54
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Спасибо! Так понимаю, что негерметичностью отверстия под провода можно пренебречь? Особенно с учетом синтепона....?
Может быть, порекомендуете какую-нибудь литературу по АС, желательно подступнее для осознания?
Может быть, порекомендуете какую-нибудь литературу по АС, желательно подступнее для осознания?
Пионеры- это такие ребята, которые делают скворечники.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10664
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 996 раз
- Контактная информация:
Re: Hi-Fi компьютерные колоночки от SPrinter 3d-Sound
Можно пренебречь. Но для самоуспокоения желательно слегка замазать пластилином.
В таких случаях принято рекомендовать книжки Батя С.Д. http://radiohata.ru/audio/235-bat-sd-ly ... iteli.html и https://chesorpresa.ru/book208465 . Но на мой взгляд, там слишком много внимания уделено вопросам, не гарантирующим интересное звучание АС. А в то же время, проектирование АС, опять же на мой взгляд, это в большей степени искусство, нежели ремесло. Тут главное, чтобы в конструкции АС была идея (как в этом проекте СЧ-динамик для украшения звука, который не нужен по канонам "ремесленнического" колонкостроения, где "свет клином сошёлся" на АЧХ. Ведь можно же состыковать мидбас с пищалкой, так нафига нужена "СЧ-затычка"?). В то же время, в "ремесленнических" АС часто применяются не оптимальные наборы динамиков, а следовательно - сложные кроссоверы с кучей режекторов и прочих "костылей", которые как-то всё это загоняют в рамки "правильной" АЧХ. И в результате звучит всё это уныло, хотя и "правильно" с точки зрения адептов измерения АЧХ микрофоном. А лучше было бы подобрать удачный комплект динамиков, чтобы они жили, как подходящие друг другу люди в дружной, счастливой семье. Не в жёстких рамках закона (кроссовера), а легко и непринуждённо по-любви. В этом случае и кроссовер упрощается, не мешает динамикам играть, а только выполняет свои минимально-необходимые функции. К сожалению, я не знаю книг и форумов, где акустика обсуждалась бы сбалансированно между измерениями АЧХ и искусством - в основном преобладают крайности - "АЧХ-ремесленничество", либо безумное творчество в виде рупоров, щиты с динамиками от кинопередвижки 50-х годов, 200-литровые лабиринты и т.д. А интересно-звучащей акустики крайне мало. А унылого г-на очень много (не только в супермаркетах, но и на Вегалабе, и даже на выставке Российский HI END https://www.youtube.com/results?search_ ... %99+HI+END ).
А с другой стороны, возможно, талантливые разработчики АС просто не хотят делиться своими секретами. И им даже выгодно отправить всё стадо лесом измерять АЧХ микрофоном (не ушами!), а потом годами удивляться, почему всё это так уныло звучит.
Так что, наверно, лучше изучать акустику 80-х годов прошлого века, которую делали талантливые инженеры-меломаны, а не теперешние ремесленники и маркетологи. И литературу искать импортную тех времён. И создавать плодотворный симбиоз тех идей с современными средствами компьютерного моделирования и измерений. Всё это сугубо ИМХО, конечно же.
https://youtu.be/CZFa8SkRUB4