Проектирование электро-катамарана.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10712
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 1003 раза
- Контактная информация:
Проектирование электро-катамарана.
Для электротяги лучшим плавсредством является катамаран, потому что он при прочих равных условиях (мощности двигателя и загрузке) позволяет плавать в 1.5-2 раза быстрее и дальше, чем на лодке такого же размера. Катамаран нам нужен лёгкий и удобный для транспортировки / сборки / разборки. Соответственно - надувной катамаран из ПВХ.
_______________________________________________
В результате у меня получился вот такой самодельный катамаранчик viewtopic.php?f=35&t=1281&p=61255#p61255 .
_______________________________________________
Назначение катамарана - не только для рыбалки, но и в качестве прогулочно-развлекательного плавсредства.
Покупать готовый катамаран, на мой взгляд, неспортивно и неинтересно. Потому предлагаю изучить имеющиеся на рынке предложения и построить свой оптимальный вариант.
Итак, классический катамаран типа Мастеркат с фанерной палубой на раме из алюминиевого профиля http://masterkat.ru/ .
На мой взгляд, для наших целей слишком громоздкий, тяжёлый и сложно-собираемый-разбираемый катамаран. Больше подходит для долговременных туристических походов, чем для развлекательных прогулок / рыбалок "на полдня под шашлычок".
Однако, форму баллонов Ф1 можно взять за основу http://masterkat.ru/product/21/naduvnye ... m-diameter .
_______________________________________________
В результате у меня получился вот такой самодельный катамаранчик viewtopic.php?f=35&t=1281&p=61255#p61255 .
_______________________________________________
Назначение катамарана - не только для рыбалки, но и в качестве прогулочно-развлекательного плавсредства.
Покупать готовый катамаран, на мой взгляд, неспортивно и неинтересно. Потому предлагаю изучить имеющиеся на рынке предложения и построить свой оптимальный вариант.
Итак, классический катамаран типа Мастеркат с фанерной палубой на раме из алюминиевого профиля http://masterkat.ru/ .
На мой взгляд, для наших целей слишком громоздкий, тяжёлый и сложно-собираемый-разбираемый катамаран. Больше подходит для долговременных туристических походов, чем для развлекательных прогулок / рыбалок "на полдня под шашлычок".
Однако, форму баллонов Ф1 можно взять за основу http://masterkat.ru/product/21/naduvnye ... m-diameter .
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10712
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 1003 раза
- Контактная информация:
Re: Проектирование электро-катамарана.
Другая крайность - очень распространённые во всём мире сверхлёгкие одноместные катамаранчики:
У нас выпускаются под известной маркой "Ондатра" https://shop.ondatra.pro/category/katam ... atamarany/ :
Я несколько часов поплавал на таком складном катамаране и получил двоякое впечатление. С одной стороны, вроде бы прикольная, лёгкая и компактная конструкция. Относительно легко и быстро собирается / разбирается. Имеет очень лёгкий ход на вёслах. НО, имеется и ряд существенных, на мой взгляд, недостатков:
1. Плохая курсовая устойчивость из-за коротких баллонов в форме "банана". Под мотором будет требовать постоянного подруливания.
2. Быстро устаёшь сидеть в одном положении, когда ноги "привязаны" к подножкам.
3. Очень неприятно, когда нет дна, и сразу перед креслом между ног плещется вода. Даже телефон страшно держать в руках, потому что если он упадёт, то сразу на дно водоёма.
4. Сварная алюминиевая рама - штука хорошая, но нетехнологичная и дорогая в производстве (требует ручной резки, гибки и сварки). Для кустарной сборки без спецоборудования с нуля "на коленке" - вообще неподходящая.
Есть у "Ондатры" и двухместный вариант. Но цена = 99500 руб. , мягко говоря, не радует https://shop.ondatra.pro/dvukhmestnyy-k ... a-s-390-1/ .
__________________________________________
Прикинул свой вариант складного катамарана "по мотивам Ондатры". Детали рамы фрезеруются из ламинированной фанеры толщиной 9 мм. Собираются с помощью отвёртки на винтах М4 и закладных квадратных гайках (как корпус фанерного принтера). Дно крепится на ликтрос / ликпаз. Транец под мотор предусмотрен в базовой комплектации "шкиперского" места. Баллоны для одноместного варианта 420х3000 мм.
Сидушки - стандартные лодочные https://alligator-boat.ru/internet-maga ... tip-turist .
Крепление дна ликтрос-ликпаз. Крепление баллонов к раме - стандартными багажными ремнями шириной 25 мм.
Так же возможен двухместный вариант на баллонах 420х3600 мм. Требуется только дополнительный комплект фрезерованных деталей пассажирского места:
Преимущества данной конструкции:
1. Высокая технологичность (фрезеровка) и доступность материалов (фанера) для производства КИТа рамы.
2. Самые простые в изготовлении и дешёвые стандартные баллоны, которые можно заказать во многих "лодочных" фирмах.
3. Простота сборки из КИТа с минимальным набором инструментов.
4. Цена вместе со стоимостью баллонов и КИТа для одноместного варианта до 20 тыс. руб., для двухместного до 25 тыс. руб.
Недостатки:
1. Большие габариты рамы с пластиковой сидушкой.
2. Относительная сложность при транспортировке и сборке-разборке катамарана.
3. Не очень удобное при сборке-разборке крепление дна ликтрос-ликпаз.
В общем и целом - допустимый вариант конструкции, но далеко не оптимальный, на мой взгляд.
У нас выпускаются под известной маркой "Ондатра" https://shop.ondatra.pro/category/katam ... atamarany/ :
Я несколько часов поплавал на таком складном катамаране и получил двоякое впечатление. С одной стороны, вроде бы прикольная, лёгкая и компактная конструкция. Относительно легко и быстро собирается / разбирается. Имеет очень лёгкий ход на вёслах. НО, имеется и ряд существенных, на мой взгляд, недостатков:
1. Плохая курсовая устойчивость из-за коротких баллонов в форме "банана". Под мотором будет требовать постоянного подруливания.
2. Быстро устаёшь сидеть в одном положении, когда ноги "привязаны" к подножкам.
3. Очень неприятно, когда нет дна, и сразу перед креслом между ног плещется вода. Даже телефон страшно держать в руках, потому что если он упадёт, то сразу на дно водоёма.
4. Сварная алюминиевая рама - штука хорошая, но нетехнологичная и дорогая в производстве (требует ручной резки, гибки и сварки). Для кустарной сборки без спецоборудования с нуля "на коленке" - вообще неподходящая.
Есть у "Ондатры" и двухместный вариант. Но цена = 99500 руб. , мягко говоря, не радует https://shop.ondatra.pro/dvukhmestnyy-k ... a-s-390-1/ .
__________________________________________
Прикинул свой вариант складного катамарана "по мотивам Ондатры". Детали рамы фрезеруются из ламинированной фанеры толщиной 9 мм. Собираются с помощью отвёртки на винтах М4 и закладных квадратных гайках (как корпус фанерного принтера). Дно крепится на ликтрос / ликпаз. Транец под мотор предусмотрен в базовой комплектации "шкиперского" места. Баллоны для одноместного варианта 420х3000 мм.
Сидушки - стандартные лодочные https://alligator-boat.ru/internet-maga ... tip-turist .
Крепление дна ликтрос-ликпаз. Крепление баллонов к раме - стандартными багажными ремнями шириной 25 мм.
Так же возможен двухместный вариант на баллонах 420х3600 мм. Требуется только дополнительный комплект фрезерованных деталей пассажирского места:
Преимущества данной конструкции:
1. Высокая технологичность (фрезеровка) и доступность материалов (фанера) для производства КИТа рамы.
2. Самые простые в изготовлении и дешёвые стандартные баллоны, которые можно заказать во многих "лодочных" фирмах.
3. Простота сборки из КИТа с минимальным набором инструментов.
4. Цена вместе со стоимостью баллонов и КИТа для одноместного варианта до 20 тыс. руб., для двухместного до 25 тыс. руб.
Недостатки:
1. Большие габариты рамы с пластиковой сидушкой.
2. Относительная сложность при транспортировке и сборке-разборке катамарана.
3. Не очень удобное при сборке-разборке крепление дна ликтрос-ликпаз.
В общем и целом - допустимый вариант конструкции, но далеко не оптимальный, на мой взгляд.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10712
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 1003 раза
- Контактная информация:
Re: Проектирование электро-катамарана.
Очень популярные во всём мире моторные катамараны с двумя вклеенными жёсткими "транцами" (точнее - передним шпангоутом и задним транцем) и вкладным жёстким дном.
Из ближайших производителей подобных катамаранов мне известна только украинская фирма "БотХаус" https://boat-house.ru/ . Самые мелкие катамаранчики производятся под названием SUP-KAT (как альтернатива SUP-доски) https://boat-house.ru/sup-mini-katamaran-dlya-serfinga .
Более крупный двухместный катамаран https://boat-house.ru/naduvnyye-katamar ... er370.html .
_________________________________________
Прикинул свой вариант двухместного "двух-транцевого" катамарана с баллонами 400х3700 мм. Ширина катамарана 1500 мм. Транцы - фрезерованные из ламинированной фанеры, вклеены на уголковую ленту с усилением. Дно сплошное из ПВХ + вкладное дно-книжка из ламинированной фанеры толщиной 9 мм. Сидушки стандартные лодочные https://alligator-boat.ru/internet-maga ... tip-turist на стандартных стойках https://alligator-boat.ru/internet-maga ... iy-stalnoy . Одно весло байдарочного типа (на всякий случай).
На мой взгляд, неплохая конструкция - лучше предыдущей рамной. Очень просто и быстро собирается на берегу:
http://www.youtube.com/watch?v=5weNcAD9Pkk
Однако, остаётся проблема с пластиковыми сидушками. Даже в сложенном состоянии они довольно большие "раскаряки", которые занимают половину багажника среднеразмерного легкового авто. А со стойками и того больше. Кроме того, их нужно как-то каждый раз крепить к дну катамарана. Можно, конечно, применить более дорогие разборные стойки https://alligator-boat.ru/internet-maga ... -alyuminiy , но они тоже довольно громоздкие, и цена не радует.
Можно использовать надувные кресла https://alligator-boat.ru/internet-maga ... 5-sm-olive , но они тоже не очень-то и дешёвые и занимают много полезного места в кокпите.
Ещё одна проблемка - ширина свёрнутого для транспортировки катамарана определяется шириной транцев, а она составляет 1100 мм в моём варианте. Т.е. минимальная ширина упаковки получится около 1200 мм. Для ближних поездок на рыбалку, шашлыки, пляж и т.д. - вполне приемлемый габарит. А вот для поездки в Крым хотелось бы иметь более компактную и легко-регулируемую по размерам упаковку.
Ну и ещё следует учесть, что такой катамаран не может быть собран из КИТа, потому что вклейка транцев и дна требует достаточно высокой квалификации. По цене - пока ничего не скажу, нужны консультации с производителями. Но хотелось бы уложить цену готового двухместного катамарана в 25 тыс. руб.
Тем не менее, данную конструкцию считаю перспективной и одной из возможных для электро-катамарана.
Из ближайших производителей подобных катамаранов мне известна только украинская фирма "БотХаус" https://boat-house.ru/ . Самые мелкие катамаранчики производятся под названием SUP-KAT (как альтернатива SUP-доски) https://boat-house.ru/sup-mini-katamaran-dlya-serfinga .
Более крупный двухместный катамаран https://boat-house.ru/naduvnyye-katamar ... er370.html .
_________________________________________
Прикинул свой вариант двухместного "двух-транцевого" катамарана с баллонами 400х3700 мм. Ширина катамарана 1500 мм. Транцы - фрезерованные из ламинированной фанеры, вклеены на уголковую ленту с усилением. Дно сплошное из ПВХ + вкладное дно-книжка из ламинированной фанеры толщиной 9 мм. Сидушки стандартные лодочные https://alligator-boat.ru/internet-maga ... tip-turist на стандартных стойках https://alligator-boat.ru/internet-maga ... iy-stalnoy . Одно весло байдарочного типа (на всякий случай).
На мой взгляд, неплохая конструкция - лучше предыдущей рамной. Очень просто и быстро собирается на берегу:
http://www.youtube.com/watch?v=5weNcAD9Pkk
Однако, остаётся проблема с пластиковыми сидушками. Даже в сложенном состоянии они довольно большие "раскаряки", которые занимают половину багажника среднеразмерного легкового авто. А со стойками и того больше. Кроме того, их нужно как-то каждый раз крепить к дну катамарана. Можно, конечно, применить более дорогие разборные стойки https://alligator-boat.ru/internet-maga ... -alyuminiy , но они тоже довольно громоздкие, и цена не радует.
Можно использовать надувные кресла https://alligator-boat.ru/internet-maga ... 5-sm-olive , но они тоже не очень-то и дешёвые и занимают много полезного места в кокпите.
Ещё одна проблемка - ширина свёрнутого для транспортировки катамарана определяется шириной транцев, а она составляет 1100 мм в моём варианте. Т.е. минимальная ширина упаковки получится около 1200 мм. Для ближних поездок на рыбалку, шашлыки, пляж и т.д. - вполне приемлемый габарит. А вот для поездки в Крым хотелось бы иметь более компактную и легко-регулируемую по размерам упаковку.
Ну и ещё следует учесть, что такой катамаран не может быть собран из КИТа, потому что вклейка транцев и дна требует достаточно высокой квалификации. По цене - пока ничего не скажу, нужны консультации с производителями. Но хотелось бы уложить цену готового двухместного катамарана в 25 тыс. руб.
Тем не менее, данную конструкцию считаю перспективной и одной из возможных для электро-катамарана.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10712
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 1003 раза
- Контактная информация:
Re: Проектирование электро-катамарана.
Катамараны с надувными "мостами" между баллонами тоже хорошо известны в мире под названием "Сатурн":
У нас мне известна только одна фирма, предлагающая подобные катамараны под маркой AERO https://aero-boats.ru/naduvnye-rybolovnye-katamarany/ :
Мне кажется логичным, сделать надувные мосты не круглыми, а плоскими с внутренней перегородкой, чтобы из них получились удобные сидушки. Фирма AERO когда-то (лет 10 назад) так и делала, но потом почему-то перешла к круглым мостам.
Ну и конечно же, для максимального комфорта к плоским надувным "сидушкам-мостам" нужно приклеить (или привязать на люверсную ленту) надувные спинки с регулируемым ремнями наклоном. Именно такой вариант я и нарисовал, дополнив его разборным транцем. Хотя, вопрос с конструкцией транца открытый. Можно сделать его из труб, либо вообще не устанавливать. В самом лёгком и компактном варианте можно применить полумягкое надувное дно, а к баллонам приклеить два электро-плавника для каяка / SUP-доски.
На мой взгляд, это самый перспективный и интересный вариант электро-катамарана, требующий более тщательной доработки и консультаций с производителями лодок и баллонов из ПВХ.
У нас мне известна только одна фирма, предлагающая подобные катамараны под маркой AERO https://aero-boats.ru/naduvnye-rybolovnye-katamarany/ :
Мне кажется логичным, сделать надувные мосты не круглыми, а плоскими с внутренней перегородкой, чтобы из них получились удобные сидушки. Фирма AERO когда-то (лет 10 назад) так и делала, но потом почему-то перешла к круглым мостам.
Ну и конечно же, для максимального комфорта к плоским надувным "сидушкам-мостам" нужно приклеить (или привязать на люверсную ленту) надувные спинки с регулируемым ремнями наклоном. Именно такой вариант я и нарисовал, дополнив его разборным транцем. Хотя, вопрос с конструкцией транца открытый. Можно сделать его из труб, либо вообще не устанавливать. В самом лёгком и компактном варианте можно применить полумягкое надувное дно, а к баллонам приклеить два электро-плавника для каяка / SUP-доски.
На мой взгляд, это самый перспективный и интересный вариант электро-катамарана, требующий более тщательной доработки и консультаций с производителями лодок и баллонов из ПВХ.
- Alex Pozner
- Сообщения: 158
- Зарегистрирован: 09 дек 2016, 23:04
- Имя: Алексей
- Откуда: СанктПетербург
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Проектирование электро-катамарана.
Очень перспективная тема!
Sprinter-232.
На кетайских :arduino Mega 2560 СН340, Ramps1.4, А4988, с БП 12В 30А, и реле на стол.
На кетайских :arduino Mega 2560 СН340, Ramps1.4, А4988, с БП 12В 30А, и реле на стол.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10712
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 1003 раза
- Контактная информация:
Re: Проектирование электро-катамарана.
К сожалению, это очевидно, но не очень быстро доходит. Например, до меня дошло только на шестой по счёту лодке. Кстати, с НДНД. Больше на этих "утюгах с пердучими бензинками" плавать не хочу. А ставить электромотор на надувную лодку это ваще дичь.
- 3D-SPrinter
- Сообщения: 10712
- Зарегистрирован: 19 ноя 2015, 14:23
- Имя: Андрей
- Откуда: Н.Новгород
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 1003 раза
- Контактная информация:
Re: Проектирование электро-катамарана.
Хорошие лодки. Только очень неудобные для перевозки и хранения. Закинуть 67 кг на верхний багажник даже двум мужикам очень непросто. А одному, или с женой - почти нереально. Так что надувной катамаранчик интереснее лодки со всех сторон. Кстати, даже по ходкости под одинаковыми моторами катамаранчик легко сделает такую лодку.