2021-12-19  
  
Раздел: Конструирование и печать  
Автор: AKDZG Просмотров: 3 843  
Нет комментариев
Самодельный powerbank 4S2P в автономном пешем передвижении
Добавлено в закладки: 0
Задача: обеспечить себя электроэнергией в автономном пешем передвижении. На ум сразу приходит привычный павербанк, а если подумать, то ещё бывают носимые солнечные панели, но тут появляется второе условие: нужен высокий ток, чтобы заряжать сразу и много, а также возможность зарядки аккумулятора квадрокоптера Maviс Air. Под эту задачу не подходит медлительная портативная солнечная панель и уже хочется что-то типа автомобильного аккумулятора, но меньшего веса и габаритов…😄
Выбор типа аккумулятора
Имитация автомобильного аккумулятора нужна для подключения автомобильной зарядки квадрокоптера. Для этой задачи подходят два типа аккумуляторов Li-ion и LiFePO4 с последовательным соединением в 4 канала (4S) для поднятия напряжения, то есть для Li-ion аккумулятора максимальное напряжение составит 16,8В, для LiFePO4 14,4В. Далее я не рассматривал LiFePO4, так как мне показалось, что автомобильная зарядка не сможет его полностью разрядить.
Выбор банок
Последовательное (S) и параллельное (P) соединение банок (отдельных составных элементов) поднимают общую ёмкость аккумулятора, а кроме того, параллельное соединение поднимает выходной ток. Считается, что не очень хорошо подключать много банок в параллель, так как они будут постоянно сами себя балансировать (выравнивать напряжение), поэтому выбирая банки из популярных форм-факторов я остановился на 26650 в конфигурации 4S2P, то есть получается 8 банок: 4 канала по 2 банки на канал. В сборке из банок 18650 при примерно той же ёмкости, параллельно пришлось бы соединять 4 банки в конфигурацию 4S4P. Возможно, такой вариант кому-то будет более удобен.
Как это всё заставить работать
Итак, нам надо зарядить сборку 4S2P. Для этого потребуется блок питания на 16,8В (в моём случае на 5А) и плата балансировки BMS 4S для контроля заряда и перезаряда каждого канала сборки. Для контроля разряда тоже нужна защита, в моём случае она встроена в каждую банку, что более надёжно, чем общая. Далее уже к сборке подключаем понижающие DC-DC зарядные модули:
Полный список частей для сборки и эксплуатации аккумулятора
- 8 банок (ячеек) 26650 3,7В 5100mah с приваренными никелевыми контактами (чтобы не греть банку паяльником)
- Плата BMS 4S с возможностью балансировки (смотри фото ниже)
- Блок питания на 16,8В 5А для зарядки сборки (как у ноутбуков)
- Понижающий модуль для зарядки гаджетов от USB (большой выбор с разными характеристиками)
- Автомобильная зарядка для квадрокоптера Mavic Air (или любая другая автомобильная зарядка, например для зеркалки)
- Рамки для ровной сборки банок 26650 (можно напечатать на 3D принтере или вообще выравнивать на глаз)
- Соединительные штекеры с замком на 5 пин (желательно мощнее)
- Соединительные провода 20AWG – 24AWG (меньше цифра – толще провод, меньше потери, выше ток)
- Гнездо для блока питания 5,5×2,1 мм (для подключения к плате BMS)
- Каптоновый скотч (термостойкий) (можно обмотать любым скотчем)
- Активный флюс для пайки никелевых контактов
- Термопистолет для соединения банок (банки сильно не нагревать!)
- 3D принтер для изготовления корпуса или подходящая коробочка
Схема соединения банок (ячеек) в сборку и подключение к плате BMS для зарядки
На схеме добавил напряжение в ключевых точках сборки для контроля и правильного подключения к плате BMS.
Сборка 4S2P
Банки 26650 (ячейки) собираю в рамки попарно и склеиваю термопистолетом. Рамки понадобятся только для ровной сборки.
Зарядный блок
Изначально в зарядный блок я собрал все модули зарядки, включая плату BMS, но впоследствии я понял, что BMS мне нужна только для контроля заряда и вынес её в отдельную коробочку. На сегодняшний день использую три блока, каждая со своим штекером: cборка 4S2P, блок с платой BMS для подключения между блоком питания и сборкой 4S2P и зарядный блок, в котором собраны все нужные мне модули: 3 штуки USB и одна автомобильная зарядка для квадрокоптера.
На этом этапе нужно собрать все компоненты и разобраться с размерами коробочек, которые надо будет напечатать на 3D принтере или подобрать по размеру из готовых.
Штекер с проводом от зарядки квадрокоптера я укоротил. Получилось так:
Тестирование
Итого на сегодняшний день
Вес сборки с блоком зарядки 0т 860 до 880 грамм. Блок зарядки нагревается, поэтому в корпусе с зарядными модулями обязательно нужно сделать вентиляционные щели. Сборка не нагревается, как при зарядке током 5А, так и при разрядке всеми подключенными модулями. Модуль зарядки квадрокоптера не работает на максимальном напряжении сборки, но если подключить нагрузку в виде смартфона и других аккумуляторов, то через некоторое время напряжение упадёт до рабочего уровня.
А если посмотреть на титульное фото, то можно увидеть, что все зарядки я максимально уменьшил, перепаковав их в новые корпуса, напечатанные на 3D принтере.
Со временем максимальное напряжение сборки после зарядки уже не дотягивает до 16,8В, значит ёмкость тоже снижается – это нормально.
PD триггер
Вариант для путешественников и тех, кто не хочет много паять 🙂 Берём мощный павербанк на 30000 mAh (111 Вт*ч, вес 530 г) с протоколом PD (для зарядки ноутбуков). Подключаем к нему PD триггер на 15В и вуаля – у нас эстетичный павербанк с выходом 15В 3А (Baseus 65W 30000mAh PD). К выходу PD триггера подпаиваем любую автомобильную зарядку, а остальные USB потребители втыкаем в свободные порты павербанка. Для зарядки этого павербанка можно взять мощную GAN зарядку с выходом PD 3.0 и подзаряжать его в кафешках и хостелах.
Как сравнивать и рассчитывать ёмкости аккумуляторов
Мы привыкли к ёмкостям в mah (мА*ч), но эта единица измерения зависит от напряжения аккумулятора. Если все аккумуляторы имеют усреднённое напряжение 3,7В, то тут легко посчитать, а если напряжение разное, то нужно все ёмкости привести к единицам в Вт*ч. Для этого нужно значение мА*ч разделить на 1000, чтобы получить значение в А*ч, а теперь А*ч умножить на напряжение в Вольтах.
Например посчитаем ёмкость нашего павербанка из 8 банок ёмкостью 5100 mah и напряжением 3,7В:
5100/1000 = 5,1 А*ч
5,1 * 3,7 = 18,87 Вт*ч (ёмкость одной банки)
18,87 * 8 = 150,96 Вт*ч (ёмкость сборки 4S2P из банок 26650 в Вт*ч)
5100 * 8 = 40800 мА*ч (mah) (ёмкость сборки 4S2P из банок 26650 в привычных цифрах для сравнения с другими павербанками)
Ёмкость одного аккумулятора квадрокоптера DJI MINI 2 составляет 17,32 Вт*ч (на нём написано), значит:
150,96 / 17,32 = 8.7 – теоретически столько раз можно зарядить один аккумулятор квадрокоптера MINI 2 от нашей сборки, минус потери в модулях преобразования и потери на саморазряд в течении времени, то есть около 8 раз точно можно полностью зарядить.
По этим примерам можно примерно посчитать ёмкость павербанка(ов), требуемую на автономный выход, зная ежедневный расход в количестве аккумуляторов.
Обдувы хотендов или кто легче по весу       Настройка автоуровня UBL